Этика сетевого общения

12 марта 2025 г.
Этика сетевого общения.
Этика сетевого общения.

 Рекомендации являются документом, декларирующим вопросы регулирования общения участников образовательных отношений в чатах, включая родительские чаты

Рекомендации по этике общения участников образовательных отношений
в чатах и соблюдению цифрового этикета в образовательных организациях Саратовской области

1. Общие положения

1.1. Рекомендации по этике общения участников образовательных отношений в чатах и соблюдению цифрового этикета в образовательных организациях Саратовской области (далее – Рекомендации) разработаны с учетом требований следующих документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями);

Федеральный закон от 24 июля 1997 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями);

Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2023 года № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

приказ Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15 июля 2022 года № 542/1
«О мероприятиях по созданию элементов федеральной государственной информационной системы «Моя школа», обеспечивающих реализацию её функций, и мероприятиях по созданию федеральной государственной информационной системы «Моя школа»;

постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП №2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

письмо Министерства просвещения Российской Федерации и Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2019 года № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников»;

этический кодекс участников образовательного процесса Саратовской области, утвержденный министерством образования Саратовской области в 2015 году.

1.2. Рекомендации являются документом, декларирующим вопросы регулирования общения участников образовательных отношений в чатах, включая родительские чаты.

1.3. В данных Рекомендациях использованы следующие определения:

образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ;

образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность
в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

отношения в сфере образования – совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование;

педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;

участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

чат – это средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени, а также программное обеспечение, позволяющее организовывать такое общение;

родительский чат – это групповая форма взаимодействия в чате, в которую входят родители (законные представители) обучающихся, а также представители образовательной организации, предназначенная для обсуждения организационных мероприятий, связанных с условиями обучения и воспитания обучающихся;

участники чата – родители (законные представители) обучающихся, педагогические работники и управленческие кадры, иные представители образовательной организации, в том числе модератор чата;

модератор чата – администратор из числа работников образовательной организации, который обеспечивает порядок общения в чате между его участниками в соответствии с нормами, изложенными в данных Рекомендациях.

2. Примерный порядок создания и администрирования чата, включая родительский чат

2.1. Чат создается по инициативе образовательной организации или родителей (законных представителей) обучающихся на информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум».

2.2. В целях эффективного функционирования образовательной организацией определяется модератор чата, который будет размещать необходимую оперативную информацию, контролировать порядок общения между участниками чата, а также своевременно удалять избыточную информацию.

2.3. В состав чата его участники включаются только по собственному желанию.

2.4. Прежде чем включить родителя (законного представителя), обучающегося, а также работника образовательной организации в чат, модератор чата знакомит их с правилами общения в чате в соответствии с прилагаемой к данным Рекомендациям памятке.

2.5. Если во время общения в чате ситуация выходит из-под контроля, его участники нарушают правила общения, модератор чата должен напоминать о правилах общения.

2.6. Модератор чата вправе заблокировать участника чата, который более трех раз нарушил правила общения в чате, на срок до одного месяца.

2.7. Модератор чата вправе разблокировать участника чата досрочно, если последний принес извинения участникам чата.

2.8. Модератор чата не вправе удалять или блокировать участников чата по причинам, не связанным с правилами общения в нем, руководствуясь своими личными предпочтениями.

2.9. В случаях, когда из образовательной организации увольняется работник, который входит в тот или иной чат, или выбывает обучающийся, чьи родители (законные представители) являются участниками чата, тогда модератор чата удаляет такого работника, родителя (законного представителя) или обучающегося из чата.

3. Примерные правила общения в чатах, включая родительский чат

3.1. Участники чата вправе:

узнавать или уточнять важную информацию, затрагивающую интересы обучающихся и участников чата по вопросам осуществления образовательной деятельности в образовательной организации;

размещать информацию о расписании учебных занятий, о домашнем задании и т.д.;

обсуждать вопросы, касающиеся организации досуга обучающихся в образовательной организации;

обмениваться справочной информацией, полезной для обучения и воспитания обучающихся;

сообщать об утерянных и найденных вещах, сообщать информацию в целях содействия в их поиске;

сообщать или уточнять иную информацию, которая связана с реализацией образовательной деятельности в образовательной организации;

выйти из чата в любое время.

3.2. Участники чата обязаны:

соблюдать деловой стиль при общении в переписке, четко и лаконично формулировать свои обращения;

проявлять терпимость и сдержанность в общении с другими участниками чата;

решать возникшие недоразумения и конфликты в соответствии с нормами морали, этики, законодательства и локальных нормативных актов образовательной организации;

воздерживаться от иных действий, препятствующих нормам общения или провоцирующих противоправное поведение и конфликты.

3.3. Участники чата не вправе:

писать сообщения в родительский чат ранее 07.00 часов и позже 18.00 часов по местному времени;

направлять в чат сообщения, не связанные с образовательной деятельностью (сленг, «смайлики», междометия, открытки, поздравления);

грубить, хамить, выказывать пренебрежительный тон, заносчивость, делать предвзятые замечания, предъявлять неправомерные, незаслуженные обвинения и угрозы;

использовать в речи бранные, нецензурные выражения, прозвища и иные обидные слова, унижающие честь и достоинство собеседника;

писать сообщения, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе;

писать в чате информацию личного характера.

4. Локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие вопросы этики общения участников образовательных отношений в чатах и соблюдения цифрового этикета

4.1. Образовательная организация вправе принимать локальные нормативные акты, регулирующие вопросы этики общения участников образовательных отношений в чатах и соблюдения цифрового этикета:

достоинство личности охраняется государством, унижение человеческого достоинства недопустимо;

уважение чести и достоинства обучающихся и других участников образовательных отношений;

защита обучающихся от всех форм физического и психологического насилия, оскорбления личности, охрана их жизни и здоровья.

4.2. Локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие вопросы этики общения участников образовательных отношений в чатах и соблюдению цифрового этикета, не соответствующие требованиям пункта 4.1 данных Рекомендаций, подлежат отмене.

4.3. Локальные нормативные акты образовательной организации, регулирующие вопросы этики общения участников образовательных отношений в чатах и соблюдения цифрового этикета, не соответствующие требованиям пункта 4.1 данных Рекомендаций, в отношении которых не реализована мера, указанная в пункте 4.2 настоящих Рекомендаций, подлежат обжалованию в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie